прот. Александр Торик

Александр Борисович Торик родился 25 сентября 1958 года в Москве. До школы рос в подмосковных Мытищах, воспитывался преимущественно бабушкой Александрой Григорьевной, глубоко верующей православной христианкой, крестившей его в младенчестве и подарившей внуку в его двенадцатилетнем возрасте Святое Евангелие. Родители первоклассника Александра вывезли его в Уфу, где получили приглашение работать в Театре оперы и балета — отец на ведущие басовые партии, мать — солисткой балета. Двенадцать зим Александр прожил в столице Башкирии, где закончил восьмилетку и Уфимское педагогическое училище (ныне колледж) № 2, получив специальность  преподавателя рисования и черчения. В 1977 году вернулся в Москву, где поступил на постановочное отделение Школы-студии МХАТ (ВУЗ) им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького, где и проучился до середины третьего курса. В этот период Александр осознанно приходит к христианской вере и начинает посещать храм святителя Николая «в Кузнецах» на Новокузнецкой улице в Москве, где впервые соприкоснулся с Таинствами Покаяния и Святого Причащения. В январе 1980 года был отчислен из института за «академическую неуспеваемость» при сданной экзаменационной сессии на 4 и 5 — Москву перед Олимпиадой 1980 года очищали от «политически неблагонадежных» лиц, в категорию которых вполне попадал и Александр: за общение с «диссидентствующей» частью творческой интеллигенции, открытое исполнение песен Галича, чтение Солженицына, хождение в церковь и т. д. До 1984 года работал маляром-декоратором в мастерских Большого театра, вахтером в Главном архитектурном управлении города Москвы, свободным художником. В 1984 году Александр вступает на стезю церковного служения, поступив алтарником в штат храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Алексино Рузского района Московской области, в котором он проходит послушания чтеца, певца, уставщика и регента церковного хора. Там он знакомится с настоятелем храма, священником (впоследствии протоиереем) Василием Владышевским, который сыграл огромную роль в формировании личности Александра как будущего приходского пастыря. Отец Василий стал впоследствии прототипом литературного образа иеромонаха Флавиана. В 1988-89 годах Александр активно занимается открытием храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. По успешном завершении передает дела назначенному настоятелю храма и принимает диаконский сан в Московской епархии. Первым местом диаконского служения отца Александра становится Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. Через год его переводят в штат Богоявленского собора города Ногинска, и еще через год, — летом 1991 года, — посвящают в сан пресвитера и направляют на служение настоятелем в только что переданный Церкви полуразрушенный храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Новосергиево Ногинского района Московской области. Здесь отец Александр налаживает уставное богослужение, занимается восстановлением здания храма, организует и ведет воскресную школу для детей и взрослых, занимается общественно-миссионерской деятельностью в своем районе среди ветеранов-афганцев, школьников и военнослужащих. Начинает издавать и редактировать, одновременно являясь и основным автором большинства материалов, приходскую газету «Сергиевский листок». В 1996 году при поддержке командира гарнизона «Стромынь» — дивизии войск космической обороны, — создает в гарнизоне приходскую общину и открывает в бывшем помещении «красного уголка» домовую гарнизонную церковь во имя святого Александра Невского, настоятелем которой по совместительству сам и становится. В этот период отец Александр активно занимается богослужебной и миссионерско-просветительской деятельностью, подготавливает к рукоположению в священный сан нескольких кандидатов из своих прихожан, проводит регулярные встречи со старшеклассниками в гарнизонной школе, налаживает религиозные радиопередачи по гарнизонному радио, встречается с личным составом частей, издает и редактирует гарнизонную газету «За веру и отечество». Испытывая все большую нехватку времени при нарастающем наплыве желающих познакомиться с основами православной христианской веры, отец Александр пишет брошюру «Воцерковление», издает ее на свои средства и начинает активно использовать для посвящения в азы церковной жизни новопришедших в Церковь. Брошюра оказалась востребованной — ее стали переиздавать храмы, епархии и семинарии, она выдержала боле десятка переизданий, переведена на английский и китайский языки.В 1997 году у отца Александра обнаруживают онкологическое заболевание, он переносит две операции; проявляется болезнь суставов и другие недуги — здоровье начинает серьезно подводить. Вплоть до января 2002 года отец Александр продолжает руководить двумя приходами, продолжая заниматься и общественно-просветительской деятельностью. В январе 2002 года, после очередного курса клинического лечения, отец Александр получает указ о переводе его в штат Гребневской церкви города Одинцово. Однако состояние здоровья уже не позволяет начать новое служение, и он подает прошение о выходе за штат. Прошение удовлетворено священноначалием, и начинается новый этап в жизни отца Александра — жизнь пенсионера по инвалидности. С момента выхода «за штат» отец Александр начинает помогать настоятелю соседнего с его селом прихода налаживать деятельность воскресной школы, периодически помогает исповедовать, произносит проповеди и руководит духовной жизнью собравшихся вокруг него за время пастырского служения духовных чад. Пастырский опыт и собранные многочисленные интересные и нравственно-поучительные случаи из духовной жизни прихожан заставляют отца Александра задуматься об обработке этого материала — в результате этих размышлений в 2004 году на свет появляется первое издание книги «Флавиан». Книга получилась «рабочим инструментом миссионера», как и задумывалась. На примере истории главного героя Алексея автор показывает непростой путь современного человека к вере и Церкви, проблемы с которыми он встречается на этом пути и способы их разрешения. Знакомясь с повествованием, читатель незаметно для себя приобретает все основные «базовые» познания о православной вере и церковной жизни. Не поместившийся в первую книгу материал, дополненный впечатлениями автора от первого посещения Святой Горы Афон, составили вторую часть будущей трилогии «Флавиан. Жизнь продолжается». Книга становится продолжением, как бы следующей ступенью воцерковления читателя, входящего в практику церковной жизни и осваивающегося в уже ставшем своим Доме Божием. Следующей книгой, неожиданной для самого автора, становится повесть «Димон» — изначально предназначавшаяся для молодежи, но вышедшая далеко за возрастные рамки и ставшая современным изложениям Святоотеческого Учения о «Мытарствах». Книга встреча- ет интерес и положительную реакцию в самых разных слоях общества, — от школьников до афонских монахов, — появляются первые предложения о ее экранизации. Как плод глубокого изучения афонской монашеской и вообще духовной жизни, в ходе ставших регулярными посещений Святой Горы Афон, появляется третья повесть о Флавиане «Флавиан. Восхождение». Эта книга становится третьей ступенью прохождения читателя по лестнице духовного развития. При сохранении автором легко читаемого, захватывающего стиля повествования в ней подняты и многосторонне рассмотрены проблемы внутренней духовной жизни, «умной» молитвы Иисусовой, монашеского подвига и углубленной молитвы в миру. Новый этап в жизни отца Александра начинается с его приходом, по приглашению игумении Екатерины, в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в качестве внештатного духовника для прихожан и руководителя монастырской воскресной школы. Вскоре он ведет уже три такие школы сразу. Так проходит три года, в течение которых, наблюдая и анализируя жизнь современных российских, особенно, женских монастырей, срав- нивая ее с исторической и   современной практикой монашеской жизни на Святом Афоне и в православном зарубежье, отец Александр чувствует необходимость поделиться с читателями, преимущественно монашествующими или ищущими близкой к монашеской, углубленной духовной жизни, результатами своих исследований. Темой для новой книги, получившей название «Селафиила», стала реальная история известной русской старицы, схимонахини Сепфоры, упокоившейся и погребенной в Спаса Нерукотворного пустыни в селе Клыково, в семнадцати верстах от города Козельска Калужской области. Частично взятая за основу, художественно обработанная и дополненная автором реальными, но происходившими с другими людьми событиями, история жизни этой выдающей подвижницы русского монашества ХХ века становится материалом, на основе которого отцу Александру удается показать как историю русского монашества в период большевистско-советских гонений, так и сущность сокровенной монашеской «умно-сердечной» молитвенной жизни. В книге поднят и рассмотрен ряд серьезных злободневных проблем современной жизни монастырей и монашествующих. Вскоре после завершения работы над книгой и ее выхода в свет состояние здоровья вынуждает отца Александра оставить дальние поездки из своего деревенского жилища в находящийся за сотню километров Крестовоздвиженский монастырь. Начинается еще один этап жизни священника-миссионера, ознаменовавшийся рождением совершенно неожиданной для автора «Флавиана» книги — остросюжетного боевика «Русак». Герой книги —  комиссованный по ранению с чеченской войны офицер-разведчик Сергей —  оказывается в ситуации, когда его совесть и офицерская честь заставляют сделать выбор, вовлекающий его в новую войну.  Войну за спасение девушки-детдомовки, войну внутри своего ума и своего сердца, войну за спасение и обретение любви — войну, в которой победителем всегда является Воскресший Христос. Книга была задумана автором как обращение к мужской, преимущественно военной, части наших соотечественников. Тысячу экземпляров «Русака» приобрел Синодальный отдел по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Русской Православной Церкви для распространения книги среди военнослужащих в гарнизонах на Кавказе. Книги отца Александра оказались востребованы тянущимися к православию людьми, многие пастыри используют их как пособия для начинающих церковную жизнь. Теперь они переведены на английский, сербский и испанский языки, находят своего читателя в разных странах.Сейчас отец Александр главным образом занимается литературно-миссионерской работой, окормляет духовных чад, периодически, когда позволяет здоровье, выезжает по приглашению православных приходов и организаций в разные города России, Украины и Белоруссии и других стран с миссионерскими выступлениями.

 

 

Интервью с протоиереем Александром Ториком

Проза

Флавиан. Восхождение

Москва, 2012

• «Воцерковление». 1996.

• «Флавиан». 2005.

• «Флавиан. Жизнь продолжается». 2006.

• «Димон». 2007.

• «Флавиан. Восхождение». 2009.

• «Селафиила». 2011.

• «Русак». 2012.

Протоиерей Александр Торик: "Сам пишу как читатель, самому интересно читать..."

13 мая 2013 г. · прот. Александр Торик

"В первом классе школы написал рассказ про собаку, которой у меня не было, в третьем немного не дописал исторический роман про античность, в педучилище на третьем курсе пару рассказов в стиле Хемингуэя в литературную стенгазету, в институте несколько циклов стихов и текстов к бардоским песням, которые сам и пел..."